Был в Луганске? Стань экспонатом!
В конце этой осени впервые в Украине открылся так сказать «музей без нафталина». Это событие на грани художественно-философского дискурса, где трудно определить, где кончается искусство и начинается политика. Культурные инноваторы из творческой организации «Стан» (Луганск) вместе с экспертами из Германии презентовали первый в Украине виртуальный музей культуры и активизма Луганска «Luhansk’s Art & Facts – Сохранение культурного наследия Донбасса», с целью сохранения культурного наследия и разрушения стереотипов относительно культурного нигилизма жителей региона. Дата открытия онлайн-музея – 24 ноября – также символична, ведь именно в этот день три года назад в Луганске состоялся первый масштабный митинг в поддержку киевского Евромайдана.
Презентация сопровождалась арт-программой от представителей творческой среды Луганска, которые сегодня стали вынужденными переселенцами, а также pop-up библиотекой из луганских зданий 2004-2013 годов – между Оранжевой Революцией и Майданом. Именно такой период выбран для воспроизведения, поскольку, по мнению многих исследователей, определенные политические события спровоцировали бурную динамику развертывания культурных событий региона, интересных для воспроизведения.
«Один из крупнейших городов Украины – Луганск, однако он всегда был изолированным островом, а теперь еще больше. Сейчас мы получаем новый опыт, когда музей формируется обществом. Община сама творит свою память, именно так можно составить сбалансированное представление», – отмечает один из основателей, активист и экспериментатор Богдан Дубильовський.
«За полгода мы собрали более 300 объектов (люди, деятели, места, события). Музеологические аспекты содержатся в банке данных, который постоянно дополняется», – делится Яна Браун, музеевед, специалист по 2D-оцифровке и анализу посетителей (Берлин).
По мнению исследователей, забвение действует сильнее, чем память. И иногда это происходит по социальной договоренности в форме молчания, завуалирования, маскировки, утаивания, переписывания и даже в наиболее радикальной форме – стирания. В начале вооруженного конфликта на востоке Украины (а именно тогда зародилась идея виртуального музея) большинство артефактов культурной жизни Донбасса оказались под угрозой уничтожения. «Благодаря цифровым методам проект застрахован от ностальгии, от превращения в свалку данных, как краеведческие музеи. Доступный банк данных обеспечивает готовность к диалогу для всего мира, – рассуждает идеологический лидер Ярослав Минкин. – Однако, ни музейщики, ни активисты реальных событий – никто не принимает нас в свое комьюнити».
«Историк Донбасса Куромия Героаки характеризует эти земли украинско-российской приграничной территории, как опыт социальной вечной мерзлоты, ежедневного противостояния. И так оно и было. А после определенных, чаще политических, событий это противостояние только усиливалось. Для чего мы инициировали этот проект? Чтобы будущие реформаторы (это уже будем не мы) имели опыт, образцы, что брать за основу. Ведь была создана, так сказать, лаборатория, где сталкивались противоположные точки зрения. Донбасс оказался игровой площадкой Бога, сплошной эксперимент», – не без грусти заметил бывший экстремистский поэт Луганщины, «становец», журналист и писатель Константин Скоркин.
Возможен ли диалог между людьми, которые остались на той стороне по определенным причинам? Не столкнемся ли мы с явлением, когда создается альтернативная история?
Организаторы уверяют, что держат связь с теми, кто желает принимать участие в проекте, независимо от того, где человек проживает и каких он политических взглядов. Более того, активисты верят, что опыт создания виртуального комьюнити-музея станет примером для других инициатив, чтобы стать площадками для активизации виртуальных сообществ, сохраняя локальный контекст. «Мы же, в свою очередь, готовы предоставить методологию и консультировать, чтобы другие города тоже могли воссоздать свою историю с нуля».
Чтобы внести свои воспоминания для публичного доступа, достаточно заполнить Google-форму, а дальше с вами свяжутся для более глубинного интервью. «Мы не хотели играть в искусствоведов, не беремся определять, что искусство, а что нет. Мы принимаем все артефакты, жесткой модерации нет».
Сразу после презентации редактор «Полилога» Мария решила найти в соцсетях фото с Константином Скоркиным и сделать ремейк восемь лет спустя. Обе фотографии отправлены к модераторам музея. Присоединяйтесь и вы!