ГОВОРИ. СЛУШАЙ. ДЕЙСТВУЙ!

Читать статью на украинском
0

Краудфандинг: как найти того, кто в тебя поверит

02.03.2017

Если пару лет назад словом «краудфандинг» можно было пугать детей, то сегодня им никого не удивишь. Краудфандинговые платформы помогают найти инвесторов для реализации самых разных и необычных проектов: от записи собственного музыкального альбома до экологических и технологических проектов промышленного масштаба.

Это мощный инструмент для получения финансирования своих идей. Особенно это актуально для тех, кто не может получить кредит, как в случае с переселенцами, когда банки отказывают в кредитовании из-за статуса ВПЛ.

Краудфандинг дословно обозначает «коллективное инвестирование»

Его суть заключается в том, что вы публикуете информацию о своей идее на специальной платформе с указанием минимального объема необходимых средств для реализации проекта. Если соискателю удастся заинтересовать посетителей-инвесторов (их еще называют бейкерами), то он может рассчитывать на финансовую поддержку.

Порой перспективные проекты собирают больше указанной суммы, как например, известная история с часами на базе «электронной бумаги» Pebble, разработчики которых просили на реализацию своей идеи 100 тыс. долларов, а получили 10 млн.

Pebble Watch

Pebble Watch
Фото: CNET

Существует множество краудфандинговых платформ: IndieGogo, Joby, Kickstarter, RocketHub, Sponsume, FundRazr, GoGetFunding, Ulule, Crowdculture, Goteo, Derev, Wemakeit, Ulej, Talaka, YguruYogur, Спільнокошт. У каждой платформы есть свои особенности. Где-то в приоритете эко-направления, где-то социальные проекты, а где-то доноры рассматривают только проекты, в которых результат – это готовый материальный продукт (настольная игра, велосипед, книга и т.д.).

Что нужно сделать, чтобы принять участие в подобной программе

Например, у тебя есть идея (или ты давно ее вынашиваешь), и тут она внезапно приобретает осязаемые черты – толчком могут послужить любые встречи или события (порой это яблоко, упавшее на голову). Ты вскакиваешь, еще ничего толком не понимая, хватаешься за карандаш и листок или клавиатуру, и начинаешь записывать план или зарисовывать схемы. Остальное – дело техники и вопрос времени. Давайте же рассмотрим несколько советов, как сделать так, чтобы гениальная идея не осталась мечтой и вечным воздушным замком.

Как только ты нащупал минимальные очертания своей идеи и можешь приблизительно описать ее общедоступными словами, тут же начинай одновременно два цикла.

Первый направлен на поиск команды, если таковой еще нет. Хотелось сделать все в одиночку? Один, как говорится, в поле не воин. Даже если ты хронический аутсайдер и отрицаешь необходимость живого общения, тебя опередят те, кто собрал свою команду. Пусть даже их всего на одного человека больше, чем тебя. Так и запиши себе в блокнотик под номером один и с этого начинай. Дальше сделай распределение ролей в команде: я рисую, ты звонишь, он вяжет, ну или как договоритесь.

Второй цикл: одновременно с работой внутри команды приступи к внешнему поиску на похожих сайтах или группах в соцсетях (чтобы видеть чей-то похожий опыт, находить возможных партнеров и потенциальных клиентов). Это даст представление о тех, кому ваша идея может быть интересна, и – что очень важно – даст возможность увидеть лидеров мнений. Это медийные персоны, общественные активисты, востребованные блогеры с большим количеством подписчиков, один лайк или перепост которых может сыграть решающую роль для твоего проекта. Короче, составляй контакт-лист.

Теперь нужен текст для рассылки. Но не один для всех! Одно письмо для партнеров, другое для клиентов, третье для фанатов. Причем составленное с любовью и трепетом! Затем начинай нежно спамить. Будь морально готов к разной реакции. Часто бывает так, что тот, кто тебя изначально пошлет подальше, потом будет первым в очереди за твоей услугой/товаром. Не переживай, если получишь мало отзывов сразу – это не идея плохая, просто ты еще не нащупал подход к своей целевой аудитории. Любая критика только совершенствует проект.

О целевой аудитории

Постоянно общайся с людьми, моделируй ситуации, делай опросы у себя на страничке, проводи сбор данных, пока не будешь иметь четкого представления, для кого ты делаешь свой проект. Это и будет твоя целевая аудитория, о которой ты будешь думать большую часть времени во время работы над проектом. Набросай типажи аудитории: сколько лет, что любит на завтрак, какой социальный статус, какое хобби. От этих набросков будет зависеть, какой вид рекламы для тебя предпочтительнее, где «обитает» твоя ЦА, где расслабляется от работы и т.д.

know_thy_target_auditory_740

Портрет необходимо постоянно дополнять и детализировать. Возможно, он будет состоять из нескольких типажей с разным возрастом и статусом. Они должны почувствовать необходимость в твоем продукте и поверить, что ты делаешь именно то, нужно для них. Поэтому ты обязан возлюбить свой проект, как самого себя. Ты должен видеть в нем актуальность и пользу для общества. А затем ты должен возлюбить свою целевую аудиторию. И видеть перед собой живых заинтересованных людей, а не бездушные модели, которым другие бездушные модели хотят что-то втюхать.

Инвесторы захотят поддержать твой проект, если его концепция предполагает пользу для общества, а не только коммерческий интерес для маленькой группы лиц.

Преимущества краудфандинга

  • Минимальные затраты. Нужно только заинтересовать донора.
  • Минимальные риски. Никаких кредитов и первоначальных взносов с твоей стороны.
  • Мощный PR-трамплин и куча дополнительных бонусов: социальный капитал, который можно продолжать наращивать и использовать для других своих идей, доверие твоей команды, группа поддержки и полезные контакты.
  • Кроме своей основной цели, ты получаешь колоссальный опыт, который теперь всегда с тобой.



В любом случае, стоит пробовать презентовать свой проект. Дело даже не в деньгах, а в полученном опыте. Прежде всего ты оценишь спрос на рынке и поймешь, как работает обратная связь и как ее наладить. Учись общаться и слушать мнения. Учись моделировать ситуации, ставить цели и разбивать большие задания на подзадачи. Учись планировать и выстраивать деловые отношения с коллегами и клиентами.

Получай в процессе работы дополнительные навыки и умения

Живи идеей, которая тебя окрыляет, и окружающие будут вдохновляться твоим примером и твоей целеустремленностью. В итоге, со временем ты сможешь стать экспертом, а возможно, и лидером мнения. Нужно только сделать первый шаг. А под лежачий камень, как известно, вода не течет!

Поделитесь своими мыслями

Ваш e-mail не будет опубликован.