Код Шихат-Саркисова. Экс-дончанин развивает бесплатные робоклубы по всей Украине
В сообществе программистов его называют главным энтузиастом-робототехником страны.
За три года бывший донецкий преподаватель Иван Шихат-Саркисов организовал шесть некоммерческих робоклубов – в Виннице, Ивано-Франковске, Мариуполе, Доброполье, городе Кодыма Одесской области и в селе Терпенье Запорожской области. Помог запустить подобные проекты в Полтаве и Житомире. В таких клубах дети в возрасте от пяти лет бесплатно и интересно постигают основы программирования.
Для множества появившихся технических клубов и мастер-классов – это набирающий обороты бизнес, для него − дело жизни. Свой первый робоклуб Иван открыл в Донецке за несколько месяцев до конфликта, а обучать детей IT-науке начал с 2003-го в родном Мирнограде (ранее Димитров).
В минувшие три года он побывал с лекциями в 10 городах Украины, создал бесплатный обучающий видеокурс на украинском и образовательную платформу Technic.in.ua с регулярными призовыми конкурсами для творческой детворы и подростков. А еще он всегда помогает советом активистам из регионов, желающим обучать детей робототехнике и визуальному программированию.
«Пока робототехника не по карману большинству украинских школ, а технические кружки в основном сосредоточены в областных центрах… Моя идея – с помощью совместного финансирования поддержать энтузиастов необходимой базой для обучения детей, независимо от того, где они живут – в городе или селе. Ставлю «на уши» друзей-знакомых: «Дайте денег, и каждые 3-4 месяца по три десятка детей смогут проходить этот курс», − рассказал Иван в беседе с «Полилогом».
Каждую субботу Шихат-Саркисов приезжает в столицу проводить занятия для детей сотрудников одной из крупнейших IT-компаний Украины.
Нам удалось «перехватить» активного педагога-переселенца за час до отъезда из Киева в Винницу, куда он перебрался с семьей из оккупированного Донецка.
− Иван, недавно Вы отчитались в Facebook о передаче образовательных наборов LEGO в пятый по счету робоклуб на базе класса информатики в школе-интернате села Терпенье Запорожской области, где обучаются дети-сироты и дети с задержкой в развитии. Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили организовать робоклуб именно в этой школе?
В конце 2016-го со мной связалась учитель информатики Терпеньевской спецшколы. Она тогда не акцентировала, что ее ученики особенные, просто прислала фото работ на наш конкурс в рамках проекта teсhnic.in.ua, где дети должны были собрать доброго робота и рассказать, что хорошего он умеет. Мы как раз уже подвели итоги и наградили победителей, когда пришло письмо из Терпенья, но я решил что не оставлю без внимания эту школу.
− Как детям удалось сконструировать роботов?
Благодаря учителю, которая всецело посвящает себя их развитию. После просмотра видео-интервью с этими ребятами я был очень тронут. Сделал о них пост в сообществе взрослых фанатов и энтузиастов LEGO, которые помогли с рождественскими подарками. Позже «всем миром» собирали средства на развитие существующих робоклубов. Всего общими усилиями удалось скопить 111 тыс. грн. Часть из них пошли на комплекты конструкторов LEGO Education WeDo, планшет и аккумуляторы для, возможно, первого сельского робоклуба в Украине. В апреле все это отправилось в Терпеньевскую спецшколу-интернат вместе с методическими разработками LEGO Education.
− Какая стоимость необходимого оборудования для занятий робототехникой?
Базовый набор Education WeDo 2.0 для младших ребят стоит порядка 5 тыс. грн. Таких наборов на группу из 10 детей необходимо пять (это около 25 тыс. грн). К наборам необходимы ноутбуки или планшеты − по одному на пару детей (+еще порядка 40 тыс. грн). В случае с занятиями для детей 9-10+, нужны компьютеры и более дорогостоящие наборы (от 12 тыс. грн за комплект). Цифры могут варьироваться в зависимости от курса валют и поставщика. При нынешнем стоит ориентироваться примерно на 120 тыс. грн (без учета защитных чехлов на планшеты, зарядных устройств и аккумуляторов).
− И все это бесплатно для школы и родителей?
Да. В Ивано-Франковске за год с роботами LEGO познакомились 550 детей. 428 изучили основы робототехники и визуального программирования по нашим собственным программам и программе проекта CodeclubUA . Сейчас в группах обучаются еще 120 ребят. Первую нужную для открытия клуба сумму в 55,5 тыс. грн мы собрали за неделю на краудфандинге «Велика ідея». Общая цена вопроса составила 86 000 грн.
− Как с такой насыщенной волонтерской деятельностью Вам удается зарабатывать на жизнь?
В Виннице преподаю в учебном центре HubSchool робототехнику, компьютерную графику, основы пользования Интернет и современной компьютерной техникой, а также веб-программирование для подростков.
− У Вас есть IT образование?
В свое время бросил матфак Донецкого национального университета (который с оккупацией переехал в Винницу), потом, работая на шахте в Димитрове, учился по специальности учет и аудит в Красноармейском (ныне Покровском) филиале Донецкого политеха. Затем окончил курсы компьютерной графики в одном из коммерческих IT-центров Донецка.
− А кем работали на шахте?
Слесарем по ремонту оборудования, кроме этого занимался электро- и газосваркой. Но первая запись в моей трудовой книжке – бухгалтер. Когда я в первый раз бросил университет, работал в бухгалтерии красноармейского молокозавода. В отделе кадров стояли «древние» компьютеры, на которые даже Windows 3.1. нельзя было установить (улыбается – ред.). Но именно тогда я понял, что мне интересно. Еще работая в шахте, все свободное время проводил в компьютерном клубе, открытом совместно с товарищем. Здесь я разбирался в азах компьютерного образования и делился навыками с детьми, которых интересовали не только игры.
− Почему посвятили себя робототехнике?
Когда в Украине был объявлен старт британской программы бесплатного обучения детей визуальному программированию Codeclub, я подключился к инициативе и стал волонтером. А немного позже решил, что можно по принципу Codeclub организовать клуб с роботами LEGO.
Робототехника − самый интересный способ познакомить детей с популярным сегодня программированием. Это часть современной образовательной концепции STEM (наука, технологии, инженерия, математика). Когда ребенок «оживляет» с помощью датчиков сделанную своими руками игрушку − это лучший урок. Шестилетние дети создают из кубиков LEGO крокодила, который закрывает пасть, когда ему кладут палец в рот, и – восторгу нет предела!
Технические навыки вроде разработки приложения для мобильного или любого другого устройства становятся частью современной жизни.
− Многие родители жалуются, что не могут «вытащить» детей из планшетов-телефонов, что дети «потеряны» для общения из-за пристрастия к гаджетам. Как с этим справиться?
Родителям необходимо общаться с детьми. Мягко контролировать, вникать и обсуждать, рекомендовать полезные приложения. Всегда проблема «потери» детей была, в первую очередь, связана с отсутствием качественного и регулярного диалога с ребёнком.
− Поделитесь, пожалуйста, опытом, как мотивировать детей делать нужные, но нелюбимые ими вещи?
Предложить выбрать из двух нелюбимых одно, менее нелюбимое.
Супер!