Умение слушать
Очень часто умение слушать других людей играет более важную роль, чем умение говорить.Многие люди больше заботятся о том, чтобы слушали их и не дают открыть рта собеседнику.
Когда мы оцениваем собеседника, то не стоит забывать, что лучшим считается не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет слушать. Обычно человек стремится выговориться, и только потом готов слушать другого, но в таком случае вряд ли кто-то получит удовольствие от разговора. Настоящий собеседник слышит то, что мы говорим. Он не будет анализировать каждое слово, давать оценку сказанному и навязывать свое мнение или сочувствие. Умение слушать особенно важно в общении с нужным вам человеком. Он должен чувствовать свою важность для вас. Поэтому учитесь слышать и слушать других!
Существуют очень простые приемы, которые все мы можем использовать. Известно нерефлексивное слушание – когда собеседника слушают без анализа, дают ему высказаться. Это словосочетание означает, что я внимательно слушаю, молчу, не вмешиваюсь в речь собеседника своими словами. Мастерство нерефлексивного слушания состоит в умении молчать. Молчите, ведь человек хочет высказаться, его пока не интересуют ваши замечания. Поначалу нужно дать собеседнику выговориться, чтобы его выслушали.
Станьте в это время активным слушателем: во время беседы поддерживайте зрительный контакт, поддакивайте, качайте головой, словом – покажите свою вовлеченность в беседу. И если у вас возникают какие-то вопросы или нужно что-то уточнить, – спрашивайте, это тоже будет полезным. Тем самым вы показываете свое небезразличие и помогаете ему выговориться. Стоит до конца выслушать собеседника и выяснить все, что непонятно. Тогда при решении проблемы не возникнет неприятных ситуаций. Неважно, где эта проблема возникла: в семье, на работе, в школе.
Каждому человеку присуще чувствовать свою значимость, и именно этим стоит воспользоваться. Произнеся всего несколько фраз, вы сможете расположить к себе практически любого. Например, скажите: «Я хотел бы с вами посоветоваться», «Мне важно услышать ваше мнение», «Как бы вы поступили в данной ситуации» и т.д. Человек воспринимает эту фразу, как, – «Мое мнение важно, я нужен. Конечно, я помогу этому человеку». Способ очень простой и он станет ключом к сердцу вашего собеседника. Делайте это искренне.
Старайтесь запомнить имена даже малознакомых людей. Ведь обращение по имени будет приятно любому. Звучание собственного имени всегда оказывает на человека благотворное влияние. Обращайтесь ко всем по имени, а не безлично. Так же не забывайте про волшебные слова «пожалуйста», «спасибо», ведь вам ничего не стоит это сказать, а у собеседника сразу же будет другой настрой. Например: «Света, выслушай меня, пожалуйста», а не «Внимательно слушай меня».
Научитесь так просить о помощи, чтобы вам не отказывали. И критику преподносите так, чтобы не обидеть человека. При высказывании просьбы – обоснуйте ее и покажите, что вам нужна и важна помощь. Тот, к кому мы обращаемся с просьбой, имеет право знать, для чего нам это нужно и какое значение это для нас имеет. Если человек не понимает целесообразности просьбы, у него не будет желания помочь вам, а скорее наоборот, она вызовет у него противодействие.
Для того чтобы диалог был приятным и эффективным для всех собеседников и оставил положительный осадок, используйте эти несложные приемы. И тогда взаимопонимание с окружающими вам обеспечено.
Надеемся, что наши подсказки вам пригодятся, а для оценки себя, как благодарного слушателя, пройдите наш несложный тест.