ГОВОРИ. СЛУШАЙ. ДЕЙСТВУЙ!

Читать статью на украинском
0

Привязка соцвыплат и пенсий к статусу ВПЛ – дорогая морока

25.11.2016

Абсурдность процедур контроля за передвижением внутренне перемещенных лиц (проверки мест фактического проживания всех зарегистрированных переселенцев)в том, что вместо того, чтобы фиксировать, находится ли ВПЛ на подконтрольной Украине территории и если да, оказывать законную помощь, мы отслеживаем все передвижения внутри страны. Еще и привязываем гарантированные законом социальные услуги и выплаты к этому статусу.

vershinina
Валерия Вершинина
Менеджер Программы Советник Министерства социальной политики Украины по вопросам внутренне перемещенных лиц

Часто складываются ситуации, когда переселенец постоянно переезжает в поисках работы или жилья. Все это время документы на оформление социальных выплат путешествуют за ним. Однако в отличие от самого ВПЛ переезжают они месяцами: назначить по ним помощь не успевают, из-за чего гражданин длительное время лишен возможности получить гарантированные законом деньги.

Заложниками введенных в отношении ВПЛ процедур стали органы местного самоуправления и система социальной защиты. Во время проведенного нами мониторинга выяснилось, что в некоторых регионах для регулярных проверок внутренне перемещенных лиц привлечены учителя с медиками, коммунальщики, включая дворников и уборщиц. Однако и этого не достаточно. В управлениях труда и социальной защиты выстраиваются длинные очереди ВПЛ, которые месяцами не могут подать документы на оформление статуса внутренне перемещенного лица, адресной помощи, соцвыплат, а также те, кто ожидает составления акта, пытается его ускорить и те, кому необходимо обжаловать акты.

Стоит отметить, что пенсионеры, которые бы с радостью отказались от статуса ВПЛ, если бы могли при этом продолжить получать пенсию, пока остаются крупнейшей категорией переселенцев.

Помочь этому частично можно отменив проверки места фактического проживания работающих ВПЛ, заменив их справкой с места работы. Все понимают, что если человек получил эту справку по месту работы, то вряд ли он здесь не живет.

По закону, ни один вид социальной помощи, страховых выплат и компенсаций, кроме субсидий, не зависит от места фактического проживания. Привязка соцвыплат и пенсий к регистрации статуса ВПЛ является дискриминационной и противоречит нормам международного права, а также украинской Конституции. Об этом советники, национальные и международные общественные организации, неоднократно предупреждали профильные ведомства. Только адресная помощь ВПЛ, может зависеть от наличия этого статуса.

Если гражданин имеет право на пенсию, поскольку всю жизнь платил взносы в Пенсионный фонд, то это право не зависит от того, проживает он на подконтрольной территории Украины или даже за ее пределами. Отметим, что на протяжении всех лет независимости часть граждан получала пенсии, проживая за рубежом, потому что, по закону, они имеют на эти выплаты право.

Замечу также, что проверка фактического места проживания и по месту проживания не является функцией, присущей органам социальной защиты. Ни в одной из стран система социальной защиты не отслеживает перемещения граждан.

Было бы целесообразно открепить назначения адресной помощи, пенсий и других социальных выплат от статуса ВПЛ. Например, сегодня некоторые люди оформляют адресную помощь попутно − просто потому, что они уже получили справку внутренне перемещенного лица, чтобы получить пенсию.

Итак, открепление пенсионных и соцвыплат от регистрации переселенцев ускорило бы процедуру получения этих средств и существенно уменьшило бы нагрузку на бюджет, поскольку государство больше не платило бы адресную помощь тем, кто на самом деле в ней не нуждаются.

Тем более, что сегодня не существует никаких законодательных предпосылок, которые бы мешали пенсионным органам оформлять выплаты по месту фактического проживания гражданина, не требуя при этом справку ВПЛ и не привязывая человека к этому статусу.

Однако даже исправление указанных выше недостатков не является выходом из ситуации. Стоит, наконец, перейти к системному подходу в развитии государства:

  • утвердить национальную стратегию и готовить законодательное поле в соответствии с ней;
  • перейти к электронному документообороту;
  • исключить из национального законодательства дискриминационные нормы и процедуры.

Пока же центральные органы государственной власти бросаются в разные стороны, пытаясь то контролировать переселенцев, то создавать дополнительные процедуры там, где существующих уже достаточно.

Поделитесь своими мыслями

Ваш e-mail не будет опубликован.