С ТОЙ стороны: пенсий. net
93-летняя Антонина Воронович едва видит и слышит. Треть жизни она отдала детям и школе, проработав учителем младших классов. Сегодня эта хрупкая женщина с трудом передвигается по тесной квартире в оккупированном боевиками Енакиево Донецкой области. Здесь она родилась и прожила всю свою жизнь.
В захваченном городе опасно – периодически слышны взрывы и стрельба, но ветеран Второй мировой верит, что скоро необъявленная война закончится победой Украины.
Зимой Антонина Сергеевна перестала получать украинскую пенсию – единственное средство к ее существованию. Покинуть Енакиево и стать переселенкой, как предлагает украинское правительство, Воронович не может: она давно не в силах обходиться без помощи оставшихся здесь родственников. Да и разве проживешь в съемной квартире на учительскую пенсию?
«Мы понимаем, что наше государство не может нас защитить от пуль и «градов», но прекращение выплат не покинувшим свои дома похоже на геноцид», – говорит правнучка Антонины Сергеевны Арина. По словам девушки, заложником ситуации стал еще один ее родственник – 65-летний дедушка, инвалид второй группы.
Почему нет?
По официальным данным, в самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» остались свыше 1,2 млн жителей пенсионного возраста. Антонина Воронович оказалась в числе тех 300 тысяч, которые не зарегистрировались как вынужденные переселенцы на подконтрольной Украине территории, и, по логике Кабмина, не должны получать украинские пенсии.
«Право на выплаты имеют все пенсионеры Украины, независимо от их регистрации, однако отсутствует механизм выплат «там», а действующее законодательство привязывает пенсии к фактическому месту проживания. Конечно, здесь есть нарушение Конституции Украины, поскольку государство не обеспечивает выполнение социальных гарантий (хоть и не вполне по своей воле), есть нарушения стандартов ЕС», – пояснил в комментарии «Полилогу» советник Минсоцполитики по вопросам ВПЛ Дмитрий Коростелев.
При этом он подчеркнул, что соцвыплаты и пенсии оказавшемуся в оккупации населению никто не отменял. Просто в результате интервенции все украинские госучреждения прекратили свои полномочия в ДНР и ЛНР и были выведены на свободную от террористов территорию до возвращения оккупированных районов под контроль Украины.
Однако проблема в том, что спустя два года войны государство так и не разработало механизм организации соцвыплат и пенсий тем, кто как Антонина Сергеевна не смог покинуть свои дома на Донбассе. Все это время, вынужденные в одиночку бороться за выживание, люди смиренно ждут освобождения, спасаются крохами «республиканской» пенсии, гуманитаркой или помощью родственников.
Запрещенный прием
5 ноября 2014 года Кабинет министров постановлением №637 определил, что для возобновления социальных выплат, а также пенсий, жители оккупированных районов должны выехать на контролируемую украинской властью территорию и стать на учет как внутренне перемещенные лица (ВПЛ).
Другим постановлением – №365, для получения гарантированных законом средств переселенцев обязали постоянно проживать вне зоны оккупации, регулярно подтверждая место своего фактического пребывания. Правозащитники указывают, что этими требованиями граждан вынуждают переселяться, а это запрещено нормами международного права.
«Обеспечить получение пенсий жителями оккупированных районов без их регистрации как переселенцев возможно. При желании можно организовать получение этих выплат в логистических центрах на линии разграничения. Украинское же правительство вынуждает население зоны АТО становиться переселенцами. Согласно руководящим принципам ООН по работе с внутренне перемещенными лицами, такие действия недопустимы», – отмечает юрист гражданской инициативы «Восток SOS» Алена Лунева.
Из этих побуждений, продолжает она, правительство развернуло информационную кампанию против переселенцев, которые после регистрации как ВПЛ возвращаются в неподконтрольные районы и выезжают за пенсиями в Украину.
«В Минсоцполитики и Минфине уверяют, что эти люди получают украинские пенсии и другие выплаты незаконно. Власть публично обвиняет их в мошенничестве и в финансировании террористов. Это не заявления отдельных чиновников, а информационная кампания, направленная на дискредитацию людей, которые наравне с другими пенсионерами претендуют на выплаты Пенсионного фонда и пытаются защищать свои права», – считает Лунева.
Защищаться сложно, но можно
По словам советника Минсоцполитики Дмитрия Коростелева, международные партнеры ведомства неоднократно обращали внимание на то, что нормативные акты в части ВПЛ ограничивают доступ к гарантированным Конституцией правам граждан. Однако эти замечания, как и рекомендации экспертов, были проигнорированы.
«Опираясь на опыт пяти стран, которые столкнулись с проблемой внутренних переселенцев, нами был разработан механизм выплат пенсий жителям неподконтрольных территорий, – продолжает Коростелев. – Мы провели юридический анализ изменений к постановлению № 365 и другим документам на предмет их соответствия нормам и требованиям национального и международного законодательства. Для предотвращения массовых исков, в том числе и в Европейский суд по правам человека, советники предоставляли Минсоцполитики письменные предложения по приведению указанных норм в соответствие с Конституцией и другими законами. К сожалению, министерство до сих пор не сформировало свою позицию по этим инициативам», – резюмировал эксперт.
Тем временем юристы рекомендуют жителям оккупированных районов не ждать и отстаивать свое право на выплаты в суде.
«Оспаривать постановления Кабмина довольно сложно, зато практика обжалования отказов управлений Пенсионного фонда по выплатам вполне успешна», – говорит юрист «Восток SOS» Алена Лунева.
В случае с маломобильными гражданами, которые не в состоянии выехать из оккупированных районов, вместо них в управление ПФ на свободной территории могут обратиться с запросом другие лица по доверенности. Но заверить ее обязательно должен украинский нотариус. Также можно вступить с Пенсионным фондом в переписку и, заполучив ответ, оспорить его в судебном порядке.
Контакты правозащитных организаций
- Юридическая помощь «Восток SOS»:
http://vostok-sos.org/
050 823 77 02
093 295 18 27
098 808 81 93
- Единая «горячая линия» Минсоцполитики для обращений к советникам в каждом регионе:
095 377 70 17
068 985 18 00
093 164 78 85
- Украинский Хельсинский союз по правам человека:
http://helsinki.org.ua
044 383-95- 19
094 928 65 19
Представитель в Красноармейске – 095 672 45 75
- Харьковская правозащитная группа (ХПГ):
http://khpg.org
050 401-14-88
Сколько будет стоить бабушке-инвалиду в коляске проживающей в г.Луганске услуги Украинского нотариуса, если она решит дать доверенность своему родственнику для обращения в ПФ с целью восстановления выплат своей пенсии. И какие шаги должен предпринять родственник, куда обращаться и как добиться выплаты.Спасибо.