Еще одна переселенка добилась компенсации за разрушенный дом. Руководство к действию
Дружковский городской суд в Донецкой области 23 мая обязал Украину выплатить жительнице села Тоненькое 826 тыс. грн компенсации за уничтоженное в результате АТО жилье
Интересы пенсионерки из прифронтового села на подконтрольной правительству территории в суде представляла команда БФ «Право на защиту» − адвокат Герман Петров и юрист Маргарита Оксаниченко.
Как рассказала «Полилогу» стратегический юрист организации Ирина Алексеева, в январе 2015 года частный дом, который состоит в собственности женщины, был полностью разрушен попаданием снаряда. Имущественный ущерб пострадавшая оценила почти в 1,5 млн. грн.
«Мы основывались на порядке расчета компенсации, установленном ст. 86 Кодекса гражданской защиты», − поясняет Ирина Алексеева.
По словам юриста, на сбор доказательств о разрушении и рассмотрение их в суде ушел почти год. Суд уменьшил размер компенсации почти вдвое: не были учтены частично разрушенные взрывом хозпостройки.
В настоящее время БФ «Право на защиту» ведет около десятка аналогичных дел. В двух случаях пострадавшим было отказано в возмещении ущерба. Дело пенсионерки из Тоненького стало первым успешным для команды БФ. Решение суда пока не вступило в законную силу.
Мы попросили эксперта подробно изложить алгоритм действий на примере случая в Тоненьком.
1. Пострадавшие обратились в местные органы полиции с заявлением о попадании артиллерийского снаряда в жилой дом. Цель − зафиксировать факт разрушения. Полиция допросила владельца и внесла сведения о происшествии в Единый реестр досудебных расследований (подобных дел масса и все они на сегодня не расследуются, но обращение в полицию необходимо для суда).
2. Обследование разрушения уполномоченной комиссией, в которую входят: представители местных органов самоуправления − глава и депутаты местного совета, возможно, работники БТИ, представители управления архитектуры и градостроительства. Их задача – описать объект и составить перечень разрушений.
3. Если в разрушенном доме остались части снаряда, необходимо вызвать специальную комиссию Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, которая составит акт разминирования и обеспечит безопасное извлечение боеприпаса.
4. Дополнительно можно обратиться в местный совет для получения акта исследования материально-бытовых условий, который подтвердит, что жилье непригодно для проживания и не подлежит восстановлению.
5. Получение в БТИ документации, подтверждающей планировку, площадь, а также технические характеристики разрушенного жилья (если оригиналы документов уничтожены).
6. Получение в органах местной власти подтверждения о том, что пострадавшее лицо не было обеспечено другим жильем взамен уничтоженного.
7. Обращение в суд с требованием о выплате денежной компенсации за счет государственного бюджета.
«Ответчиком в подобных случаях выступает государство Украина в лице Кабинета министров, поскольку именно КМУ ответственен за разработку и реализацию государственной политики в области борьбы с терроризмом. Ответчик №2 – Государственная казначейская служба, так как компенсация выплачивается из госбюджета, который она обслуживает» − поясняет стратегический юрист БФ «Право на защиту» Ирина Алексеева.
По ее словам, во время суда КМУ и Госказначейская служба подавали свои возражения о том, что они не обязаны выплачивать компенсацию. Кабмин заявил, что за причинение ущерба несут ответственность лица, виновные в совершении террористического акта, а приговора суда, которым такие лица установлены, на сегодня нет. В свою очередь казначейская служба отметила, что госбюджетом не предусмотрена статья расходов на возмещение вреда, причиненного гражданам террористическим актом.
Однако юристы подчеркивают: подобные заявления не являются аргументом в суде и противоречат практике Европейского суда по правам человека.
«Государство ответственно за безопасность и жизнь своих граждан на своей территории, независимо от того по вине каких лиц произошли эти события. Решения ЕСПЧ по подобным конфликтам говорят о том, что отсутствие средств в госбюджете на компенсации гражданам имущественного ущерба не является основанием для их невыплаты. Эти решения ЕСПЧ обязательные к применению судами Украины», − говорит эксперт «Право на защиту».
Сложнее, по словам Ирины Алексеевой, добиться защиты своих прав тем, чье имущество пострадало на неподконтрольных Украине территориях. Главная проблема – собрать доказательную базу о разрушении для суда.
«На сегодня не ясно, при наличии каких документов с этих территорий возможно взыскание компенсации за разрушенное имущество. Ответа на вопрос о том, кто должен составить акты о разрушении, сегодня нет, поскольку любые документы, выданные органами на подконтрольных воинским формированиям территориях − недействительны и не могут быть признаны украинским судом», − говорит юрист.
В случае с имуществом, оставшимся в оккупированных районах, есть два пути:
1. Обращение в национальные суды, а после прохождения всей процедуры – в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)
2. Обращение напрямую в ЕСПЧ
По мнению И. Алексеевой, первый путь наиболее правильный, поскольку для ЕСПЧ важен факт использования вами национальных инструментов защиты. Юрист также настаивает, что документ, фиксирующий факт разрушения, пусть и за подписью представителей непризнанной республики, все же стоит получить. Он станет вашим преимуществом в суде.
Если такой возможности нет, воспользуйтесь другими доказательствами: фото и видео с места разрушения, материалы из открытых источников (Интернет, сообщения органов власти и международных организаций) о последствиях военных действий в вашем районе.
Важно: Одновременно обращаться в украинский суд и в ЕСПЧ эксперт не рекомендует. Также важно помнить, что подать иск в суд в Украине можно не позднее трех лет с момента нарушения ваших прав.
Контакты БФ «Право на защиту»:
Сайт организации
Страница в Fаcebook
Телефоны региональных офисов по ссылке