«Отжал коз и дом». Партнер лишил переселенца Саныча знаменитой фермы
Волонтеры проводят аудит «Сыров Саныча» − прославившейся на всю страну фермы переселенца Кононова. Полиция расследует факт мошенничества.
История харизматичного Александра Кононова из Северодонецка, пережившего плен боевиков и без руки-ноги поднимающего хозяйство в глухом селе Десятины Житомирской области, год назад звучала со всех экранов и страниц. «Сыры Саныча» из козьего молока стали популярными далеко за пределами Житомирщины, а в село к переселенцу из Донбасса потянулись пресса и многочисленные гости. Активно помогали набирающему обороты бизнесу Саныча друзья и все неравнодушные.
«У нас был проект помощи стартапам людей, которые прошли войну. Я знала историю Саши, его лично, и поэтому мы решили им помочь, − вспоминает активист общественной организации «Инициатива Е+» Валентина Варава. − Это были мои личные деньги и деньги моих друзей. Мы приехали в Десятины и привезли купленную на 17 тыс. грн косилку для заготовки сена. Потом еще помогли перекрыть крышу фермы к зиме», − рассказала волонтер.
По словам Валентины, много кто помогал Кононову, проникшись его судьбой. Но волонтеров еще тогда смутило одно обстоятельство – все документы подписывал почему-то не Саныч, а Виталий Васянович. Его Александр Кононов представил как своего «боевого побратима» и партнера по бизнесу. При этом их деловые отношения никоим образом не были оформлены …
В киевскую студию социального ток-шоу «Полилог» Александр приехал осенью 2016-го тоже в компании друга Васяновича. Тогда мы пытались помирить переселенца с односельчанами, которые жаловались на его коз (Выпуск с участием Кононова доступен по ссылке).
Недавно выяснилось, что Кононов лишился всего − созданной им на голом месте фермы, поголовья коз и даже старой сельской хаты, оставшись наедине с протезами и многотысячными долгами. Об этом в своем блоге на ZN.UA сообщила Леся Литвинова. Мало того, бывший партнер, которому так доверял фермер, в беседе с волонтерами не стесняясь признался, что цинично использовал раскрученного переселенца, которому «охотно давали деньги».
«А кто вам сказал, что он мой партнер? Он наемный работник. Я его вообще из жалости позвал… Мне ж на раскрутку бизнеса деньги нужны были? А он — отличный медийный персонаж. На меня бы не дали. На него давали охотно», − приводит цитату Васяновича Леся Литвинова. Из ее диалога с бывшим побратимом Кононова также следует, что Санычу как работнику зарплата даже не предусматривалась.
«Да какая зарплата? Он с самого начала говорил, что готов годами хрен без соли жрать, чтобы бизнес поднять. У него ж пенсия есть и переселенческие. Что ему еще надо?», − заявил Васянович.
Комментировать ситуацию «Полилогу» Виталий отказался, отрезав по телефону «Если что-то не нравится – пусть подает иск в суд. Я никому ничего не должен доказывать, тем более вам».
Александр Кононов был вынужден оставить коз и выехать из Десятин в соседний поселок.
«Я не в деле. Ферму и коз «отжал» Виталий. Мне закрыли доступ к хозяйству, выселили из дома, который мы вместе покупали. Животных оставил, хотя их давали мне: в квартиру коз не затащишь», − рассказал в телефонной беседе с «Полилогом» Александр Кононов.
На вопрос о том, как так получилось, Кононов ответил, что всецело доверял другу, поэтому все доходы от бизнеса, и поступающая помощь для «удобства» была в распоряжении Васяновича. Мало того, сыровар еще и безвозвратно одалживал «партнеру» пенсию и «переселенческие».
Прозрение пришло к Кононову, когда вопреки успешным летним продажам к осени вдруг скопились долги по зарплате.
«Я стал выяснять и услышал «А кто ты тут такой?». Сейчас мне важно сохранить стадо, сохранить сам проект. На носу зима, нужны корма, помещение, люди, чтобы ухаживать за козами. Веду переговоры, есть несколько интересных предложений», − поделился Александр Кононов.
«Мы узнали о конфликте случайно и приехали в Десятины. Как выяснили, фермеры вообще не занимались документацией, в том числе и финансовой. Никто не учитывал, сколько было выдоено молока, сколько сыра сделано и продано, кто и сколько вложил средств. Такое отношение не выдерживает критики», − считает активист общественной организации «Инициатива Е+» Валентина Варава.
По ее словам, Александр Кононов ранее получил грант на улучшение жилищных условий в доме, который теперь оказался собственностью Васяновича. Дальше больше: весной «партнер» уговорил Кононова взять кредит в банке на сумму 100 тысяч гривен на развитие козьей фермы. Сыровар выполнил просьбу «побратима» и беззаботно отдал ему банковскую карту.
«За несколько недель Виталий снял деньги и большую часть пустил на погашение кредитов своих родственников», − рассказала Валентина Варава.
По мнению волонтера, личный конфликт бывших друзей зашел так далеко, что помирить их и разделить сырный бизнес по справедливости очень сложно. Однако за подсчеты уже взялись эксперты-экономисты, предприниматели и друзья с обеих сторон.
«Во время переговоров мы рассмотрим расчеты каждой стороны и попытаемся вывести цифры, с которыми согласятся все, − продолжает волонтер. − Сейчас у нас уже третий вариант цифр от Васяновича. С каждым разом они уменьшаются, и мы понимаем, что неучтенных средств – порядка 400 тыс. грн. Это суммы, которые шли от продаж сыра и которые Васянович фактически использовал на содержание своей семьи», − отметила Валентина Варава.
Она также сообщила, что юристы нашли в «сырном» конфликте признаки мошенничества, и Александр Кононов уже обратился с соответствующим заявлением в полицию.
«В этой ситуации я сделал для себя вывод: бизнес, замешанный на дружбе, не ведет ни к чему хорошему. Новые бизнес отношения веду с более серьезными и ответственными людьми, и все будет зафиксировано на бумаге», − резюмировал Саныч.
О том, как Александр Кононов вдохновил своих земляков-переселенцев, смотрите по ссылке.